Доносчик сегодня красиво и благородно называется «народный инспектор». Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, призывающий российских автомобилистов и пешеходов жаловаться друг на друга. Эксперты сетуют, что будет огромный поток жалоб от этих самых «народных инспекторов», с проверкой которых будет сложно справиться.
Если проект будет принят во втором и третьем чтении, то доносы войдут в норму, и для того, чтоб их отправить «куда нужно», необходимо будет лишь установить приложение на смартфон.
Идея подается, как повышающая уровень безопасности на дорогах, снижения смертности и травматизма. На разработку программного обеспечения выделяется почти 2,7 млрд руб.
Планируется узаконить выписку постановлений об административных нарушениях ПДД без составления протоколов. То есть, если граждане — автоводители или пешеходы — зафиксировали факты выезда на встречку или движения на красный свет, нарушитель ПДД будет оштрафован. Главное — провести фото или видеофиксацию нарушения с помощью «технических средств с функцией фото и видеозаписи, на которые установлено специализированное программное обеспечение», и быть зарегистрированным в Федеральной Государственной единой информационной системе. В данный момент, для видеофиксации нарушений вполне подходят обычные смартфоны, запись с регистратора отправить не получится — нет лицензированного софта.
Если эти поправки в КоАП будут приняты, «народные инспекторы» смогут доносить на любое нарушение: парковку на газоне или в запрещенных местах, выезд на трамвайные рельсы, при поворотах и разворотах в непредусмотренных местах, выезде на встречку или движении навстречу потоку машин при одностороннем движении, при непредоставлении преимущества автобусам или маршруткам, непропуске пешеходов. «Письма счастья» нарушителям прилетят незамедлительно.
В Татарстане эта система уже действует вовсю с 2014 года, в Москве — с 2017. Результат — самые активные «стукачи» в неделю сообщают о феерическом числе нарушений — от 100 до 300, создается ощущение, что они не работают, а только «стукачеством» и занимаются, причем, на безвозмездной основе — никаких вознаграждений за эту деятельность не предусмотрено.
Бывший начальник главка ГАИ-ГИБДД МВД, экс-сенатор Владимир Федоров заявил, что не видит никаких аморальных аспектов в этом вопросе — нет ничего страшного в усилении контроля на дороге с помощью привлечения граждан. Дескать, для других стран такое поведение — норма жизни. К примеру, жители Германии могут оштрафовать друг друга, а доносчик, сообщающий в правоохранительные органы о нарушении, вправе оставить себе часть штрафа в качестве вознаграждения.
Будет ли реализована эта инициатива в других регионах России — в скором времени увидим. В Москве же уже разгорается серьезная конфронтация между пешеходами и автомобилистами, которым не прихоти ради, – объективно крайне сложно найти парковку в условиях огромного мегаполиса - миллионника.